Миропомазание в православии

Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром, во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни (Святитель Филарет Московский).

Часто можно встретить мнение, что Миропомазание — это помазание елеем на Всенощной бдении, однако такое представление неверно. Помазание на Всенощном бдении происходит неосвященным елеем (маслом) и является рядовым благословением. Миропомазание же представляет собой одно из 7 таинств Православной Церкви, которое является обязательным и совершается над человеком один раз за всю жизнь сразу после таинства Крещения.

Веществом для совершения таинства Миропомазания является святое миро — сваренный с добавлением благоуханий освящённый елей (масло). В современной русской церковной практике миро освящается только Патриархом Московским и всея Руси.

В Евангелии нет прямого указания на установление Христом таинства Миропомазания. Однако есть обещание Спасителя своим ученикам приобщить их дарам Святого Духа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:37-39). Сразу же после Своего Воскресения и Вознесения на Небеса Христос явным образом выполнил Своё обещание и послал Духа Святого апостолам, который в виде огненных языков почил на учениках Христовых (Деян. 2:3). Далее в книге Деяний святых апостолов можно видеть, что таинство Крещения неразрывно связано с сошествием Святого Духа.

Уже в раннехристианские времена можно встретить практику помазания освященным елеем (маслом) как знак получения верующим даров Святого Духа. Так, например, священномученик Киприан Карфагенский (III век) пишет об особом помазании, которое служит знаком принятия верующим даров Святого Духа. Святитель Кирилл Иерусалимский (IV век) так писал об этом таинстве: «Но смотри, не почитай оного мира простым… Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается».

Помазание святым миром в таинстве Миропомазания служит видимым знаком невидимо подаваемых после Крещения даров Святого Духа. Тем самым, Миропомазание является личной Пятидесятницей каждого человека. Именно в этом таинстве христианин получает дары Святого Духа, которые являются условием для дальнейшего духовного возрастания верующего.

В этом таинстве происходит помазывание святым миром лба, глаз, ноздрей, губ, ушей, груди, рук и ног. При этом священник произносит следующие слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Данные слова указывают на то, что после совершения таинства Миропомазания человек становится собственностью Бога, получает защиту от Него и входит в число овец Христовых (Ин. 10). Кроме того, получив печать дара Святого Духа, христианин получает право полноценно участвовать в церковной жизни и преступать к таинствам Церкви.

Важно отметить, что в Церкви есть различные священнодействия, когда святое миро используется для помазания. Например, в русской истории раннее существовало помазание на царство. Однако это не являлось таинством Миропомазания: смысл его – ниспослание особых благодатных даров для управления государством. Также святое миро используется при освящении храма. Всё это – священнодействия, при которых используется миро, но никак не таинство.

Итак, Миропомазание является одним из 7 таинств Православной Церкви, в котором верующему подаются необходимые для духовного возрастания дары Святого Духа. Миропомазание является обязательным таинством Церкви и совершается над верующим единожды сразу после таинства Крещения. Миропомазание не следует путать с помазыванием неосвящённым елеем, которое происходит на Всенощном бдении. Таинство Миропомазания известно с раннехристианских времён и его принятие является условием для дальнейшего полноценного участия верующего в церковной жизни.

Оцените статью
Отверзу.ру l Ахтырскйй кафедральный собор