Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. (Святитель Филарет Московский).
Крещение является обязательным для всех христиан таинством Церкви, которое совершается над человеком один раз. Это таинство является первым в духовной жизни человека, с чего она и начинается.
Таинство Крещения является восстановлением утраченной связи человека с Богом: в таинстве Крещения происходит отвержение человека от диавола и сближение с Богом. Это дополнение телесного рождения: человек телесный рождается мёртвым духовно, для погибели. Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5) и «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16).
В таинстве Крещения человек очищается от всех грехов, как от первородного, так и от личных, совершённых до Крещения. Первородный грех — это греховное состояние человека, передаваемое из поколения в поколение через страстное физическое рождение и проявляющееся как всеобщая склонность людей к греховным поступкам. События, которые привели к появлению первородного греха, описаны в 3 главе книги Бытия. В этой главе описывается, как первые люди Адам и Ева проявили непослушание Богу и, поддавшись искушению змея, в котором святые отцы с древности видели самого диавола, вкусили запретный плод от древа познания добра и зла. С этого времени люди были изгнаны из райского сада, стали смертными, земля начала произрастать сорные травы и тернии, женщины стали испытывать мучения при рождении детей (Быт. 3).
Важно отметить, что вина за первородный грех принадлежит только Адаму и Еве, однако последствия этого греха несёт всё человечество, так как все люди имеют общую человеческую природу, которую воспринимают от родителей. Человечество является единой семьёй и поэтому то, что совершают предки, обязательно оказывает влияние на потомков. Первородный грех в этом случае не является исключением. Некоторые ранние церковные авторы, например, Ориген и Климент Александрийский, толковали историю Адама и Евы аллегорически. Они говорили о том, что в 3 главе книги Бытия содержатся лишь образы и символы, которые описывают духовную реальность. Однако большая часть отцов Церкви толкует эту историю буквально. Духовными последствиями первородного греха являются: отпадение от Бога, подчинение диаволу, повреждение образа Божьего в человеке, повреждение человеческой природы (склонность к злым поступкам) и повреждение отношений с окружающим миром.
Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти людей от последствий первородного греха: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17). В таинстве Крещения человек освобождается от самой сути первородного греха, которая проявляется в отпадении от Бога и в подчинении диаволу. Важно понимать, что сущность первородного греха заключается не в смерти и тлении, а в разобщении с Богом. Смерть и тление являются лишь симптомами первородного греха, но никак не его сутью. В таинстве Крещения человек вступает в общение с Богом, однако диавол продолжает действовать извне, пытаясь отвратить человека от Бога.
Таинство Крещения установил Сам Христос, дав повеление апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). В книге Деяний святых апостолов описывается, как ученики Христа крестили совершали святое Крещение над людьми, которые желали принять христианство (Деян. 2:41, 8:12 и др.). В настоящее время при совершении таинства Крещения произносятся следующие тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь». Данная формулировка является древней, так как содержится в Евангелии от Матфея (Мф. 28:19) и в раннехристианском памятнике Дидахе (I век). Правила Православной Церкви прямо запрещают совершать Крещение не во имя Святой Троицы (49 правило святых апостолов).
Кроме того, Православная Церковь считает необходимым совершать Крещение младенцев, так как с детства человек подлежит первородному греху, который может быть исцелён только в таинстве Крещения. Сам Христос сказал про способность детей принимать и сохранять благодать: ««Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф 19. 14). Кроме того, в книге Деяний святых апостолов описывается, как целые семьи, в которых, вероятно, были и дети, принимали таинство Крещения (напр. Деян. 16:4-15).
Также известно, что древние отцы Церкви и церковные авторы положительно относились к практике Крещения младенцев. Священномученик Киприан Карфагенский (III век) допускает крестить детей на следующий день после рождения. А церковный писатель Ориген (III век) прямо пишет, что Церковь от апостолов приняла практику крестить младенцев.
В настоящее время в Русской Православной Церкви перед Крещением принято проводить не менее двух так называемых огласительных бесед с крещаемым или, при крещении младенцев, с родителями и восприемниками (крёстными). Целью огласительных бесед является наставление в основах христианской веры. Практика проведения огласительных имеет основания в Священном Писании. Так, Феофил, для которого апостол Лука пишет своё Евангелие, был наставлен в христианском учении (Лк. 1:4). Исключением, когда огласительные беседы могут быть отменены или сокращены, являются случаи крещения больных людей. Кроме того, если родители и восприемники крещаемого младенца регулярно участвуют в церковной жизни и имеют представление об основах христианской веры, огласительные беседы тоже могут быть отменены или сокращены.
Также, в случае Крещения взрослого человека, непосредственно перед совершением таинства священник проводит покаянно-исповедальную беседу, в которой человек исповедует свои грехи и намеревается полностью отказаться от прошлой греховной жизни. Основанием такой покаянной беседы является практика совершения Крещения святым пророком Иоанном Крестителем: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5).
Чинопоследование таинства Крещения представляет собой чтение определённых молитв, помазывание оливковым маслом и трехкратное водное крещение. Также в ходе Крещения крещаемый или, в случае Крещения младенцев, восприемники отрекаются от сатаны и читают христианский Символ веры. По времени таинство Крещения по времени длится примерно один час.
При Крещении взрослого человека восприемники (крёстные) не требуются, так как человек сознательно принимает таинство и сам способен нести ответственность. В случае Крещения детей требуются восприемники (крёстные), которые будут нести ответственность за воспитание крещаемого в православной вере. Обязательно требуется один крёстный, который должен быть одного пола с крещаемым ребёнком. Однако в русской традиции принято иметь двух крёстных — мужчину и женщину. Крёстные обязательно должны быть крещёными и православными, знать главные истины православной веры, знать обязанности крёстных. Крёстная мать должна быть старше 13 лет, а крёстный отец не моложе 15 лет.
Сразу же после Крещения обычно совершается таинство Миропомазание, в ходе которого крещаемого помазывают святым миром, что служит видимым знаком принятия крещаемым Святого Духа.
После совершения Крещения человек получает покровителя — святого, который носил такое же имя, как и крещённый. С этим святым у человека устанавливаются особые близкие духовные отношения, поэтому для крещённого особо важно обращаться в молитвах к своему святому. Кроме того, после Крещения человек получает Ангела-Хранителя, который охраняет и оберегает христианина на протяжении всей жизни, если только человек сам его не отгоняет своими греховными делами.
Таким образом, Крещение является обязательным таинством Церкви, которое совершается над человеком один раз за всю жизнь. Эти таинством человек входит в Церковь Христову, открывает для себя возможность общения с Богом и отрекается от сатаны. В Крещении человек исцеляется от первородного греха. Крещение могут принять как взрослые люди, так и дети. Перед Крещением крещаемый или крёстные должны пройти огласительные беседы, чтобы иметь представление об основах христианской веры. Таинство Крещения занимает не более одного часа и представляет собой особый чин из молитв, помазывания оливковым маслом и трехкратного водного погружения. К таинству Крещения обыкновенно присоединится таинство Миропомазания, в ходе которого крещённый человек помазывается святым миром.